Аномалии развития зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний детского возраста, достигая 80% (30% из них – наследственные, 70% - обусловлены отсутствием массовой профилактики и современной диагностики).
В последнее время резко возросло число детей с аномалиями строения зубочелюстной системы. И зачастую логопед является тем первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными отклонениями. Поскольку нарушения функции речи, обусловленные этими проблемами, для родителей наиболее очевидный и значимый аспект задержки развития ребенка.
Зубочелюстная система – это комплекс органов и тканей, объединенных общей топографией и взаимодействующих в процессе функции. Аномалии зубов, зубных рядов и прикуса взаимосвязаны с особенностями строения и функции мышц и других мягких тканей ротовой и околоротовой области, а также с изменениями конфигурации лица и общими нарушениями организма.
Зубочелюстные аномалии можно разделить на три группы: наследственные, врожденные и аномалии, появившиеся после рождения ребенка (возникающие в результате вредных привычек и нарушения функции дыхания).
Любые аномалии зубочелюстной системы, будь то неправильно сформированный прикус или аномальное прикрепление уздечки языка, влияют на качество звукопроизношения, общий речевой фон.
При выявлении подобных отклонений очень важно прояснить комплексную первопричину нарушений, а не только исключительно речевую проблему, и своевременно поставить ребенку правильный диагноз, для чего может потребоваться консультация ортодонта, хирурга-стоматолога и отоларинголога.
Учитель-логопед
Фомина М.Н.