Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно детский возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Рассмотрим примерный режим дня школьника
Примерный вариант режима дня школьника | Время |
Подъём | 6.30 |
Зарядка, умывание, уборка постели. | 6.30 – 6.50 |
Завтрак. | 6.50 – 7.10 |
Дорога в школу. | 7.20 – 7.45 |
Занятия в школе. | 8.00 – 11.30 |
Прогулка на свежем воздухе. | 11.30 – 13.00 |
Обед. | 13.00 – 13.30 |
Отдых, помощь по дому. | 13.30 – 15.00 |
Приготовление уроков. | 15.00 – 16.30 |
Свободное время. | 16.30 – 18.00 |
Ужин. | 18.00 – 18.30 |
Свободное время. | 18.30 – 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну. | 20.30 – 21.00 |
Отбой. | 21.00 |
Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает неодинакова. Установлено два пика трудоспособности. Первый пик приходиться на промежуток времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе.
Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходиться на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами. А потом резко следует спад трудоспособности.
Приучить ребенка к режиму дня следовало до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом школьника.
Режим дня предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребенка вообще не возникало утомления - наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.
Памятка для родителей:
Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребенка к его соблюдению.
По мере возможности контролируйте, как ребенок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребенка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах
Чтоб ребенок был здоров:
НЕЛЬЗЯ:
1. Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
2. Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя себе и другим, что ребёнку нравится такая еда.
3. Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
4. Сразу после школьных занятий выполнять домашние задания.
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
6. Заставлять ребёнка спать днём после уроков или лишать его этого права.
7. Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения им домашних заданий.
8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
10. Ждать папу или маму, чтобы начать делать уроки.
11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.
12. Ругать ребёнка перед сном.
13. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
15. Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.
16. Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Социальный педагог Шабанова С.А