shapka


Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема роста психосоматических заболеваний у детей и подростков. Это связано, в первую очередь, с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности, и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослых и детей.

У ребенка психосоматические заболевания приводят к эмоциональной неустойчивости, вызывают нарушения поведения в семье, детском саду, школе, тем самым снижая возможность социальной адаптации. В свою очередь, дисфункциональные отношения в семье, патологизирующий стиль семейного воспитания, конфликты со сверстниками, а также школьная неуспеваемость могут способствовать формированию у ребенка психосоматических расстройств.

Одним из ведущих факторов развития психосоматических заболеваний у детей, является патологические стили семейного воспитания:

  1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, ребенок часто остается без надзора, ему уделяется мало внимания, ощущается физическая заброшенность, нет интереса к его жизни со стороны родителей. Воспитание носит формальный характер, поэтому невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
  2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в запретах, повышенном внимание к ребенку, в чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, в ограничение ребенка в действиях, что в последствии приводит либо к реакции эмансипации, либо к формированию таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безответственность, неумение постоять за себя.
  3. Потворствующую гиперпротекцию называют «воспитание кумира семьи». Родители стараются освободить свое дитя от малейших трудностей, обожают и чрезмерно покровительствуют, потакают любым его желаниям, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. У ребенка формируется высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, патологическая потребность в любви и признание.
  4. При стиле «эмоциональное отвержение» родители тяготятся своим ребенком, его потребности игнорируются, с ним жестоко обращаются, ребенок-обуза часто встречает скрытое эмоциональное отвержение. Данный стиль семейного воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие личности ребенка.
  5. Стиль семейного воспитания «повышенная моральная ответственность» выражается в требование от ребенка честности, порядочности, развития чувств, не соответствующих его возрасту. Порой подростку насильно приписывают роль «главы семьи», перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Родители пророчат особое будущее своему ребенку, а ребенок боится их разочаровывать, искренне стараясь оправдать надежды.

Из вышесказанного следует, что родительский стиль – это обобщенные, характерные способы общения родителя с ребенком, которые способствуют формированию определенных психосоматических нарушений у ребёнка.

Семья - единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его плохое поведение, как правило, является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношениях с ребенком. Супружеские и собственные проблемы – не только личное родителей, но и важный фактор развития личности ребенка.

Педагог-психолог                                    Ганчицкая А.И.