Сколько проблем может быть связано у школьника с плохой памятью! Один ребёнок никак не может запомнить, как зовут учительницу, другой не запоминает, что нужно сделать дома, третий напрочь забывает, что надо принести из школьных принадлежностей... Родители не знают, как справиться с возникшими трудностями. Падает успеваемость. В то же время у детей прекрасно идёт запоминание рекламных роликов, содержания мультфильмов, многосерийных мыльных опер. В чём же дело? Чтобы запомнить домашнее задание, список необходимых принадлежностей к новому учебному дню и т. п., требуется произвольное запоминание. Чтобы запомнить марки машин, содержание фильма или рекламного ролика, нужно непроизвольное запоминание, которое базируется на интересе, эмоциональном отношении ребёнка к тому, что он воспринимает. Эмоциональная память основана на определённых переживаниях. Когда ребёнку приятно что-то вспоминать, когда у него возникают по поводу пережитого положительные эмоции — он становится активным, уверенным в себе, стремится к действию. Но если ребёнок вспоминает по ассоциации что-либо неприятное, какие-то отрицательные эмоции — действия становятся неуверенными, нервными. То, что вызывает эмоции, запоминается гораздо лучше и на более длительный срок. Именно поэтому прочность запоминания базируется на эмоциональной памяти. То есть запоминается то, что вызвало какие-то переживания, чувства. Очень часто приходится слышать сетования родителей на то, что детям трудно учить материал, на это уходит слишком много времени, а результат бывает ничтожен, несмотря на то, что ребёнок зубрит и зубрит. Но дело в том, что материал, знание которого требуется от ребёнка, не интересен ему, не вызывает никаких эмоциональных переживаний. Иногда случается и так, что ребёнок заучивает то, что ему вообще непонятно — механически. Как же трудно, оказывается, запомнить непонятное и неинтересное! Но учение (и заучивание в том числе) невозможно без понимания смысла. Ребёнок должен думать над тем, что он делает, понимать то, что пытается запомнить. Поэтому задача родителей — помочь ему научиться запоминать, пользуясь различными приёмами, стимулирующими и развивающими понимание. Слабая продуктивность памяти объясняется разными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается у детей, с которыми не регулярно проводятся занятия, не систематически выполняются учебные задания. Чем менее развита речь ребенка, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Этим детям надо регулярно помогать, терпеливо учить их приемам рационального заучивания. Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания. Если ребенок рассеян на занятии, не привык сосредоточенно работать, он плохо воспринимает учебный материал, следовательно ему нечего запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внимание – одна из важнейших причин плохого запоминания. Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления. Хорошая память, как правило, связана с высоким интеллектуальным развитием. Но то, что у ребёнка низкий уровень памяти, ещё не означает, что интеллект ребёнка ниже нормы. Плохая память не говорит об отсутствии способностей! Учитель-дефектолог Трайдак Е.И. |