Вы здесь: Главная В помощь родителям «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» или заметки о детской познавательной активности
С самого раннего возраста Ваш малыш активнейшим возрастом познает мир вокруг себя. Каждый день приносит новые вопросы, в поисках ответов на которые, мозг ребенка интенсивно развивается, образуются все новые и новые нейронные связи.
Стремление к познанию нового, любопытство, такая нецеленаправленная потребность в изучении всего, что меня окружает, является врожденным качеством у человека. Вспомните, как реагировал Ваш малыш на появление любого нового предмета или игрушки, с каким удовольствием осматривал и ощупывал их, пробовал на вкус, пытался найти им самое разнообразное применение. Задача взрослого здесь – поддержать такое врожденное любопытство и помочь ему перерасти в любознательность и познавательную активность, которая может стать основой для успешности Вашего малыша, даже в большей степени, чем интеллект.
Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?
Не могу не обозначить врагов детской любознательности, к которым, прежде всего, стоит отнести:
-бесконечные ограничения и наказания. Когда НЕЛЬЗЯ пачкаться, кричать, трогать, откручивать, пробовать…. В ситуации бесконечных запретов, родительской тревоги, дети рано или поздно теряют интерес к исследованиям. Внушая отвращение к уличной кошке и к запачканной одежде, мы значительно снижаем их природный потенциал исследователя, а в дальнейшем, и познавательную активность. В такой ситуации всегда есть большая вероятность, что пройдет совсем немного времени, когда ребенок услышит от Вас упрек в том, что кроме компьютерных игр его ничего не интересует.
-безразличие родителей. Очень важно участие родителей в увлечениях и занятиях малыша, важно, чтобы малыш чувствовал Ваш интерес к нему и к его увлечениям. Такое участие воспринимается ребенком, как поддержка его творческого начала и поисковой активности, обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для развития разносторонней и активной личности.
Учитель-дефектолог Калашникова Н.В.