И. Брандт сказал: « Ребенок учится тому,
что видит у себя дома»
Испокон веков главной целью воспитания подрастающего поколения считалась их подготовка к жизни и труду. Существование человеческого общества было немыслимо без труда. От уровня профессионального мастерства, от уровня сознательности и активности тружеников зависел результат труда. Материальное и духовное состояние общества в большой степени зависело от отношения людей к труду. Свободный и принудительный труд имеют резкое противоречивое отличие. Только общественно-полезный труд наиболее полно возвышает человеческую личность. «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя; свои усилия, своё имя». Ощущение чувства радости, наслаждения от процесса и результата труда может принести человеку чувство психического удовлетворения. С раннего детства детей надо готовить к тому, чтобы они относились к труду сознательно, т.е. очень важно с точки зрения воспитания осознание ими личностной и общественной значимости труда. Несознательное, принудительное привлечение детей к труду не может принести прогнозируемого воспитательного эффекта. Поэтому приобщение детей к труду должно сопровождаться формированием их мировоззрения, у детей должно быть правильное представление о роли труда в их жизни. Подростки должны осознать силу труда, о чём свидетельствует следующие слова К. Д. Ушинского: "Материальные плоды трудов составляет человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе о тем и нравственности и счастья" Педагогическое просвещение родителей должно включать раздел подготовки родителей к трудовому воспитанию детей.
Родители должны знать, что они сперва должны ознакомить детей с целями и задачами труда. "... Чем больше осознаёт воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть". Положительное отношение к трудовым обязанностям - это нравственно правильное отношение человека к труду. Человек является трудоспособным существом и вследствие этого он обязан трудиться. Каждый человек имеет право на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, но вместе с тем он имеет и соответствующие трудовые обязанности. В связи с этим человек обязан вести трудовой образ жизни. Родители обязаны приучить своих детей к трудовому образу жизни с раннего детства. При этом они сами должны в первую очередь вести трудовой образ жизни. Как физический, так и умственный труд должны найти своё достойное место в семейной жизни. Подготовка детей к труду включает в своё содержание, целый комплекс мероприятий, начиная от самообслуживания и кончая выбором профессии. Трудолюбие, самостоятельность, профессионализм являются основными нравственно-трудовыми качествами, которые должны быть сформированы у детей. Эти качества могут быть сформированы у детей лишь вследствие систематического и регулярного их приобщения к труду. Формирование положительного отношения к труду предполагает также формирование нравственно правильного отношения к деньгам, к материальным ценностям. Родители должны информировать детей о том, как образуется и расходуется семейный бюджет. Это один из верных способов их подготовки к самостоятельной жизни. Трудолюбивые дети вырастают в тех семьях, где сами родители являются трудолюбивыми профессионалами, мастерами своего дела. Изучение и распространение опыта этих семей может принести пользу в деле увеличения количества таких семей. Отрицательное отношение к трудовым обязанностям - это этически неправильное отношение человека к труду. Люди с таким отношением думают лишь о том, как полно удовлетворить свой материальные и духовные потребности. Они думают, что другие должны трудиться, а сами предпочитает жить за чужой счёт. Они ищут такую работу, где можно меньше работать и больше получать. Родители с таким мировоззрением дают этически неправильный пример для подражания. Родители и дети в таких семьях предпочитают праздный образ жизни, вместо трудового. Отдых и развлечение для них самое главное. Такие семьи наносят огромный материальный и моральный ущерб обществу. Перевоспитание родителей и детей в этом плане необходимо для будущего, ибо люди с такими отрицательными нравственно-трудовыми качествами дают плохой пример для подражания. Нейтральное отношение к трудовым обязанностям - это равнодушное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей. Люди с таким отношением лишь частично как в количественном, так и в качественном плане выполняют свои трудовые обязанности. Это морально неустойчивые люди. Родители с таким типом мировоззрения дают также отрицательный пример для подражания своим детям.
Таким образом, формируя положительное отношение подростков к различным видам труда, можно значительно улучшить подготовку подростков к труду и к жизни.
Е.В. Долгополова
социальный педагог
ГБУСОН РО
«СРЦ г. Волгодонска»