shapka


                                                                         И. Брандт сказал: « Ребенок учится тому,

                                                                         что видит у себя дома»

            Испокон веков главной целью воспитания подрастающего поко­ления считалась их подготовка к жизни и труду. Существование человеческого общества было немыслимо без труда. От уровня про­фессионального мастерства, от уровня сознательности и активнос­ти тружеников зависел результат труда. Материальное и духовное состояние общества в большой степе­ни зависело от отношения людей к труду. Свободный и принудительный труд имеют резкое противоречивое отличие. Только общественно-полезный труд наиболее полно возвышает человеческую личность. «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат соб­ственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя; свои усилия, своё имя». Ощущение чувства радости, наслаждения от процесса и резуль­тата труда может принести человеку чувство психического удовлет­ворения. С раннего детства детей надо готовить к тому, чтобы они от­носились к труду сознательно, т.е. очень важно с точки зрения воспитания осознание ими личностной и общественной значимости труда. Несознательное, принудительное привлечение детей к труду не может принести прогнозируемого воспитательного эффекта.         Поэто­му приобщение детей к труду должно сопровождаться формированием их мировоззрения, у детей должно быть правильное представление о роли труда в их жизни.    Подростки должны осознать силу труда, о чём свидетельствует следующие слова К. Д. Ушинского: "Материальные плоды трудов составляет человеческое достоя­ние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе о тем и нравственности и счастья" Педагогическое просвещение родителей должно включать раздел подготовки родителей к трудовому воспитанию детей.
            Родители должны знать, что они сперва должны ознакомить де­тей с целями и задачами труда. "... Чем больше осознаёт воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступа­ет в качестве побуждающего стимула его собственная совесть". Положительное отношение к трудовым обязанностям - это нрав­ственно правильное отношение человека к труду. Человек является трудоспособным существом и вследствие этого он обязан трудиться. Каждый человек имеет право на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, но вместе с тем он имеет и соответствую­щие трудовые обязанности. В связи с этим человек обязан вести трудовой образ жизни.    Родители обязаны приучить своих детей к трудовому образу жизни с раннего детства. При этом они сами долж­ны в первую очередь вести трудовой образ жизни. Как физический, так и умственный труд должны найти своё достойное место в семейной жизни.  Подготовка детей к труду включает в своё содержание, целый комплекс мероприятий, начиная от самообслуживания и кон­чая выбором профессии. Трудолюбие, самостоятельность, профес­сионализм являются основными нравственно-трудовыми качествами, которые должны быть сформированы у детей. Эти качества могут быть сформированы у детей лишь вследствие систематического и регулярного их приобщения к труду. Формирование положительного отношения к труду предполагает также формирование нравственно правильного отношения к деньгам, к материальным ценностям. Роди­тели должны информировать детей о том, как образуется и расходу­ется семейный бюджет. Это один из верных способов их подготовки к самостоятельной жизни. Трудолюбивые дети вырастают в тех семь­ях, где сами родители являются трудолюбивыми профессионалами, мастерами своего дела. Изучение и распространение опыта этих семей может принести пользу в деле увеличения количества таких семей. Отрицательное отношение к трудовым обязанностям - это эти­чески неправильное отношение человека к труду. Люди с таким от­ношением думают лишь о том, как полно удовлетворить свой матери­альные и духовные потребности. Они думают, что другие должны трудиться, а сами предпочитает жить за чужой счёт. Они ищут такую работу, где можно меньше работать и больше получать. Родители с таким мировоззрением дают этически неправильный пример для подражания. Родители и дети в таких семьях предпочи­тают праздный образ жизни, вместо трудового. Отдых и развлечение для них самое главное. Такие семьи наносят огромный материальный и моральный ущерб обществу.    Перевоспитание роди­телей и детей в этом плане необходимо для будущего, ибо люди с такими отрицательными нравственно-трудовыми качествами дают плохой пример для подражания. Нейтральное отношение к трудовым обязанностям - это равно­душное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей. Люди с таким отношением лишь частично как в количественном, так и в качественном плане выполняют свои трудовые обязанности. Это мо­рально неустойчивые люди. Родители с таким типом мировоззрения дают также отрицательный пример для подражания своим детям.

           Таким образом, формируя положительное отношение подростков к различным видам труда, можно значительно улучшить подготовку подростков к труду и к жизни.

Е.В. Долгополова

социальный педагог

ГБУСОН РО

«СРЦ г. Волгодонска»