shapka

Декабрь 2024

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными,они должны приобретать образова­ние самостоятельными занятиями.

Н. Г. Чернышевский.

Уважаемые папы и мамы! Данная статья посвящена проблеме организации домашней учебной работы школьника.

Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически пос­тепенно должна стираться грань между классными и домашними задания­ми с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятель­ных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приво­дит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции:

 Однойиз главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция  домашнего задания - это стимулирование познава­тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предме­ту или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция  домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное за­дание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении труд­ностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достиже­ний. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, от­ветственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

Почему так остро встает вопрос выполнения до­машнего задания?

 Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке до­машних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, само содержание домашнего задания нап­равлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодар­ное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - это­му должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим со­бой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», ре­шать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторе­ние пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

-  воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

- формирование исследовательских умений ученика (сопоставле­ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

На заметку родителям:

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего за­дания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее зада­ние, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положитель­ной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качест­венного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих заня­тий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домаш­них заданий.
  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное до­машнее задание.
  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних за­даний, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носите­лях.
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по како­му-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и по­мощью к учителю-предметнику или завучу.
  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие фор­мированию усидчивости, терпения и ответственности.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле­мы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружаю­щих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

  1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
  2. Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ре­бенок научится в первую очередь добросовестно выполнять до­машнее задание.

Социальный педагог

Н.С.Измоденова