Развивающие игры и упражнения
Задания используются для индивидуально-групповых занятий по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память, внимание) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенный на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует и развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово», кроме логической направленности, требует от детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти, речи, учебных навыков.
Развивающие игры и упражнения способствуют развитию учебно-мотивационной сферы:
1. Формирование учебной мотивации, способности искать и находить решения, способы достижения требуемого результата.
2. Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
3. Развитие навыков совместной деятельности, чувство ответственности за принятое решение.
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
• «Графический диктант». Воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Узоры могут применяться с двумя и более различными цветами. Придумать узор самому.
• «Мозаика». Сложить узор по образцу, зарисовать в тетрадь, сравнить с образцом полученный результат.
• «Зашифрованный рисунок». Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие рисунки.
• «Лабиринты». Нахождение пути к определенной цели по соответствующим приметам.
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Развитие математического аспекта логического мышления
«Продолжи числовой ряд». Продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.
2. Развитие невербального мышления
• «Продолжи логический ряд». Выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд.
• «Дорисуй девятое». Дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
3. Развитие вербального мышления
• «Исключи лишнее». Предъявляется группа слов(картинок), которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.
• «Сходство и различие». Сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.
• «Противоположное слово (картинка)». Подобрать противоположные по смыслу слова (картинки) к данным.
• «Подбери пару». Предлагается пара слов (картинок), находящихся в определенной логической связи. К приведенному третьему слову (картинке) подобрать из ряда имеющихся слов, картинок, находящееся в логической связи.
• «Угадай слово». Угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет».
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
1. Развитие визуальной памяти
• «Точки». На несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Запомнить расположение точек и воспроизвести их на карточках.
• «Найди отличия». По двум картинкам, отличающимся некоторыми деталями, найти все отличия.
• «Внимательный художник». По памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого- либо помещения, подробности пути в школу и т.п.
2. Развитие аудиальной памяти
• «Снежный ком». Игра заключается в постепенном формировании последовательности слов. Каждый игрок повторяет все предыдущие слова, добавив свое, доведя кол-во слов до 10.
•
3. Развитие тактильной памяти
• «Волшебный мешочек». Предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать предмет, объяснив по каким признакам догадался.
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
• «Корректурная проба». Найти и выделить в тексте часто встречающуюся букву (о,е). На тренировку переключения и распределения внимания выделить две-три буквы различным способом: одну букву - зачеркивать, другую подчеркивать, а третью - обводить кружком за 5 минут. Определить кол-во ошибок.
• «Поиск ошибок в тексте». Поиск в тексте ошибок (грамматических, логических)
• «И мы...». В процессе прослушивания текста завершать отдельные фразы словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, «Белка взобралась на дерево и расправила свой пушистый хвост.», повторить «и мы... взобрались на дерево») и абсолютно невозможно завершить конец второй части предложения.
• «Что перепутал художник?», « Небылицы» Выявить все специально допущенные ошибки (несуразности).
• «Запутанные дорожки». Определить в сложном переплетении линий связи между предметами (лицами).
Учитель – дефектолог
Солопова Л.И