shapka


       Всем приходится сталкиваться с невнимательностью. Именно «ошибки невнимательности» доставляют огорчения школьнику, который добросовестно выучил учебный материал.

       Все неудачи, которые мы привыкли «сваливать» на плохую память, чаще всего оказываются лишь недостатками внимания (неумением сосредоточиться, вовремя переключиться, неумением рассматривать и наблюдать).

Существует «волшебная формула»: память всегда следует за вниманием.

Большая часть того, что мы видим и чувствуем, почти сразу же забывается, потому что мы относимся к этому с незначительной степенью внимания. Говорят, что слабая память – это слабое внимание, а привычка поверхностного, но постоянного наблюдения – двойник памяти.

Если человек невнимателен, его ждет множество неудач, а иногда он рискует оказаться в ситуации опасной для его жизни (по невнимательности станет переходить дорогу на красный  свет светофора, проглотит не то лекарство, легко заблудится в малознакомом месте, не заметит ошибки в важных документах и т.д.)

Внимание младшего школьника в первую очередь базируется на наблю-дательности, которая выявляется при рассматривании и описании различных предметов и явлений. Развитию наблюдательности способствует обогащение словарного запаса, которым дети зачастую не располагают в достаточном количестве, говоря, например, о форме или величине предметов, часто ограничиваясь словами «большой - маленький» вместо «длинный-короткий», «глубокий-мелкий», «низкий-высокий». Задача родителей – обогащать словарь ребенка, что способствует расширению кругозора.

         Не менее важный принцип развития внимания – обучение сравнению, умению выявить общее и отличное в предметах, явлениях. Основное условие для сравнения – сопоставление двух или нескольких предметов. Процесс сравнения у младших школьников имеет характерные особенности:

- они легче замечают  различия между предметами, нежели сходство;

- в первую очередь выделяют наглядные признаки предметов (цвет, форма, размер), упуская из виду их внутренние свойства.

         Поэтому полезно совместно с ребенком рассматривать различные предметы, сравнивая их между собой, отыскивая причины тех или иных явлений. Хороши такие вопросы:

- Почему утка плавает, а курица нет?

- Чем они похожи и чем отличаются?

-Что тяжелее: кг пуха или кг железа? и т.д.

Полезно разбирать пословицы, поговорки:  «Почему говорят «как с гуся вода», «как об стенку горох»?…

         Невнимательность появляется там, где ребенок  не получает достаточно   эмоциональной «пищи». У дошкольников и младших школьников игра имеет еще большое значение, но уже необходимо решать различные познавательные задачи. Если  все же не появляется познавательный интерес к учебе и чувство ответственности, внимание  ребенка остается пассивным, как «незажженный факел». Необходимо ребенка увлечь, зажечь, растормошить его естественную любознательность. Помощь ребенку оказывают не только  учебники, но и детские энциклопедии, научно-популярные издания, задания, которые предлагают эмоционально насыщенный, занимательный материал.

Недостаток внимания в 1 классе, возникает вследствие слабой дошкольной подготовки и из-за отсутствия определенных интеллектуальных «привычек» (что приводит к слаборазвитому логическому и абстрактному мышлению, воображению). Во 2-4 классах – недостаточная глубина сосредоточенности возникает из-за пробелов в знаниях, неразвитости некоторых умений, навыков.

         Новые учебные программы сориентированы таким образом, чтобы сформировать у детей уже в начальных классах  более  обобщенные и глубокие знания. Ребенок с неразвитым  вниманием на уроках не отвлекается, но в силу неглубокой сосредоточенности «выпадает», перестает следить за ходом рассуждений учителя, т.к. на каком-то этапе перестает его понимать.

         Вот почему родителям и педагогам следует как можно больше времени уделять развитию внимания дошкольников и младших школьников.

Учитель-дефектолог 

Трайдак Е.И.