shapka


Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка. Образование новых условных связей у человека происходит не только по способу совпадения во времени, но и благодаря действию механизма подражания. К этим условным рефлексам, формирующимся путем подражания, целиком относится вся система речевых реакций. Особенно важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста воспринимал образцы правильной речи, так как в этот период он с интересом прислушивается к каждому слову. А между тем некоторые родители, бабушки часто разговаривают с ребёнком «детскими словами»: «Маенький, холёсенький, пойдем тпруа!», «Вове бо-бо» и т.п.». Эта подделка под детский язык совершенно неуместна и нередко тормозит речевое  развитие ребенка. Родителям необходимо уяснить, какое большое значение имеет для ребенка речь взрослых и как надо разговаривать с маленькими детьми, что взрослые должны говорить с ребенком правильно, не искажая слов. Тем из родителей, которые обладают какими-либо недостатками речи, необходимо серьезно работать над чистотой произношения, а также над общей культурой своей речи, над дикцией. Взрослый должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуки, не «съедать» окончания слов. Ребенок, особенно маленький, воспринимает речь родителей как совершенный образец и всегда подражает ему.Особенно чётко следует произносить незнакомые и длинные слова. Эмоциональный тон, богатство интонаций в речи взрослого способствуют лучшему усвоению и подражанию эталона речи ребенком. К сожалению, некоторые родители мало разговаривают с детьми, говорят отрывисто, однообразно, главным образом в связи с организацией отдельных процедур: «Пойдем гулять», «Пойдем мыть руки, засучи рукава», «Одевайся быстрее» и т.п. скучная по содержанию речь не привлекает внимания детей, как бы совершенна она ни была по произношению и грамматическому построению. Взрослым членам семьи необходимо разговаривать с детьми чаще и на разнообразные темы. Разговоры с ребенком создают близкие взаимоотношения. Обращаясь непосредственно к ребенку, родитель побуждает его говорить. Кроме того, взрослый имеет возможность внимательно прислушаться к детской речи.Малыша необходимо приучать смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию. Разговор с ребенком должен протекать непринужденно и возникать естественно. Поводов для разговора много: утром, по дороге в детсад; вечером, когда дети полны впечатлений от событий в группе. Особенно детям хочется поделиться впечатлениями после интересных занятий, утренников, совместного просмотра фильмов или чтения книг. Во время прогулок также можно найти много тем для бесед с ребенком.Очень благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей, поэтому надо всячески поощрять совместные игры детей. На прогулке такое объединение обычно происходит вполне естественно.

    Помните, что красивая и грамотная речь любимого ребёнка  в Ваших руках!

Учитель-логопед

М.Н. Фомина