Наиболее популярной в центре стала разработка и внедрение педагогических Проектов, отражающих духовно-нравственную направленность.Такими проектами стали «Ромашковая Русь», «Дружба начинается с улыбки»,«Дерево добра», «Общество неравнодушных». Основная цель данных Проектов: формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей воспитанников. Как важно донести до несовершеннолетних такие понятия как семья, дружба, добро, милосердие, сострадание. Творческие группы педагогов не один месяц занимались разработкой Проектов, стараясь как можно эффективнее помочь воспитанникам вернуть в детские сердца потерянную значимость семейного счастья, тепло тихих домашних вечеров, научить основным законам дружбы, взаимовыручки. И здесь не обошлось без инноваций. Новым витком в Проекте «Ромашковая Русь» стала исследовательская работа, которую проводили воспитанники в сотрудничестве с педагогами центра. Деловая игра «Корреспондент», проходившая в течение нескольких дней, помогла выяснить детям - «Что такое семья, зачем человеку семья, какая семья может считаться счастливой?» Подведя итоги исследовательской работы, ребята с педагогами выстроили дом своей мечты. В фундамент этого дома они заложили любовь, уважение, терпимость. Выложив высокие стены, они оставили за забором своей усадьбы ссоры, брань, унижение, измены. Исследовательскую деятельность продолжили в Проекте «Дружба начинается с улыбки», где воспитанники выясняли законы детской дружбы. Исследовательская работа проходила в несколько этапов:
I этап - дети проводили опрос сотрудников центра. Результаты опроса записывались на красных кирпичиках.
II этап - воспитанники проводили опрос сверстников в школе. Результаты записывались на желтых кирпичиках.
III этап - дети из кирпичиков выстроили два дома красный и желтый и сравнили результаты исследования.
Последним IV этапом была разработка кодекса дружбы.
В каждой группе на почётном месте расположен разработанный детьми кодекс и наши воспитанники стараются строить свои взаимоотношения, учитывая его правила. Положительного результата добились педагоги в Проекте «Дерево добра». Задачами этого Проекта было не просто познакомить детей с полярными понятиями «добро» и «зло», но и научить детей конструктивным способам снятия напряжения. Сказочные герои, помогавшие детям распознавать добрые и злые поступки, учили находить выход из трудных ситуаций и выбирать правильные решения: помогать ближним, защищать слабых. На коррекционных занятиях дети выяснили, что в основе добра лежит милосердие, искренность, сострадание, чуткость, сопереживание, и что эти чувства становятся дефицитом в современном мире. И юному поколению нужно сделать все, чтобы этого дефицита не стало. Совместно с инструктором по труду Божко Т.И. дети изготовили цветущее дерево добра. В карман этого дерева воспитанники вкладывают записки о своих добрых поступках, а в конце недели социальные педагоги подводят итоги добрых дел, что бы дети могли гордиться, и учить друг друга делать добро. Ведь «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье» Платон. В данный момент заканчивается разработка ещё одного Проекта приуроченного ко дню инвалидов. Название Проекта «Общество неравнодушных». Стартовать семидневный Проект будет со спектакля «Цветик семицветик», подготовленный инициативной творческой группой педагогов «Лазоревый цветок». И я очень надеюсь, что он научит наших воспитанников толерантному отношению к окружающим, к людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста.С целью формирования среды развития ребенка через книгу и чтение, повышение среди несовершеннолетних интереса к чтению художественной литературы проводятся литературные «флешмобы», которые приурочены к юбилеям русских детских писателей К.И. Чуковского и С.В. Михалкова. Педагоги знакомят детей с биографией и творчеством писателей, совместно с детьми разрабатывают анкеты по произведениям, проводят блиц-опрос взрослых по творчеству писателей и, завершают работу театрализованным представлением. Для эффективного решения групповых конфликтов, развитию у несовершеннолетних способности идти на компромисс, вести диалог педагоги используют метод «дискуссионных качелей». В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия – метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентом. Использование дискуссионного метода способствует формированию личности способной отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами.
С.Г. Голубева - воспитатель