shapka


За время существования нашего Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних в г. Волгодонске работа с семьями осуществлялась в разных направлениях. В последние годы в моём опыте ярко выделились проблемы детско-родительских отношений, взаимоотношений между родителями и другими родственниками. При анализе причин подобных проблем, выяснилось, что большая часть обратившихся, принимая решение о создании семьи и рождении детей, имела достаточно узкое представление о собственной роли родителя, мужа, жены. Вследствие несформированности представлений об осознанности данных ролей, развиваться семейная жизнь может по негативным сценариям. Сначала это проявляется как разноплановость взглядов на воспитание и развитие детей, мелкие стычки и несущественные ссоры. Далее, без корректировки собственной позиции, уже более серьёзные конфликты между родителями. Заканчиваться это может разводом, спорами из-за определения постоянного места жительства ребёнка, втягиванием в конфликтную ситуацию детей, бабушек, дедушек и других родственников. Другим сценарием событий может быть ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей. В подобных случаях дети часто остаются сначала без присмотра родителей, а затем и без их попечения. Некоторые дети вынуждены уходить из дома из-за частых ссор между родителями, физических наказаний и злоупотребления родителями алкоголем. Могут быть и другие сценарии развития событий. Если они приводят к негативным последствиям надо бить тревогу.Социальные роли жены, мужа, отца, матери часто формируются под негативным воздействием социальной действительности. В период резкой смены государственного строя, в конце 80-х и начале 90-х, целое поколение оказалось под воздействием обилия информации с разных концов света. Информационная война развёртывалась во всех СМИ: на свет выплывали различные негативные подробности жизни людей, от уголовных дел до рассказов об отдыхе, к примеру, на Мальдивах. Для человека ранее не видевшего подобной жизни это оказалось сильнейшим испытанием. Для того, чтобы достичь подобного благополучия многие перестроили собственную систему ценностей, в которой не осталось места принципам морали, сострадания и толерантности. С экранов телевизоров и полос газет шла массовая пропаганда так называемых «свободных отношений», где оправдывались беспорядочные половые связи, пренебрежение ответственностью по отношению к своему партнёру, детям, родителям и др. Выросшее на подобных «идеалах» молодое поколение стало создавать семьи. Как показало время и окружающая действительность, во многих случаях такие семьи не выдержали испытание временем, а родившиеся дети стали заложниками сложившейся ситуации. Всё это, в конце концов, привело к разрушению института семьи и всплеску такого явления как беспризорность и безнадзорность. Миллионы детей стали социальными сиротами. Именно в этот момент государство забило тревогу и стало пытаться исправить положение. Появился ряд законодательных актов регулирующих эти проблемы, стали поддерживаться различные программы способствующие улучшению сложившейся обстановки и возрождению высокого статуса семьи. Появилась своя демографическая политика в государстве. Положительные инициативы государства в этой области были поддержаны всеми социальными институтами. Представления о материнстве/отцовстве и супружестве должны формироваться как и учебные знания, умения, навыки, т.е. с раннего детства. Огромную роль играют в этом родители, но безучастными не должны оставаться и другие социально-правовые институты общества. Чтобы в дальнейшем не наказывать и не сетовать на ненадёжность и безответственность будущих родителей, необходимо включаться в воспитание социально активных, ответственных людей, осознанно подходящих к осуществлению собственной родительской позиции.

На базе нашего центра мы внедрили следующие формы работы с семьями по формированию осознанной родительской позиции:

  1. Ранняя просветительская и профилактическая работа. Это комплекс мероприятий по развитию женственности среди девушек, формированию адекватных взаимоотношений между полами. Данные мероприятия проходят в форме тренинговых, семинарских занятий на базе Центра или с выходом в образовательные учреждения города. Целью подобных мероприятий является формирование знаний о ролевых семейных позициях. Это своего рода заполнение возможных пробелов в поло-ролевом воспитании, которые возникли из-за недостатка информации.

  2. Ещё одна из форм работы - это взаимодействие с городским комитетом по молодёжной политике в реализации программ работы с молодыми семьями и молодёжью. Мероприятия такого плана носят развивающий характер. Они помогают семьям справиться с первыми возникшими проблемами совместной жизни, адаптироваться к новым условиям жизни (появление детей в семье). Данное направление может реализовываться как единовременные или регулярные групповые тематические встречи семей или родителей по отдельности с целью развития способностей необходимых в семейной жизни и воспитании детей.

  3. Ещё одна из форм работы это Родительские и Семейные клубы. Частота их встреч определяется целесообразностью и желанием участников. Это могут быть тематические просветительские встречи, тренинговые занятия по определённым направлениям или просто клубы взаимоподдержки.

  4. Достаточно хорошо зарекомендовали себя семейные консультации, направленные на решение проблем взаимоотношений с детьми и между супругами. Проходят такие консультации как психокоррекционные занятия в малой группе. Их популярность и эффективность обусловлена особенностями ментальности людей в маленьких городах, когда «вынести сор из избы» считается позорным. Поэтому многие предпочитают решать свои проблемы со специалистом, но в тесном семейном кругу.

В последнее время получили распространение мобильные бригады. Где участвуют не только специалисты Центра, но и работники правоохранительных органов, а также органов опеки и попечительства. Данная форма работы ведётся в нашем Центре с 2009 года. В поле зрения мобильных бригад попадают семьи стоящие на патронаже в отделении социальной диагностики и реализации программ нашего Центра. Семьи, которые посещают специалисты мобильных бригад, как правило, имеют детей, а исполняют свои родительские обязанности ненадлежащим образом. Поэтому одной из целей данной работы является формирование и корректировка осознанной родительской позиции, поддержание положительного настроя на выведение семьи из кризисной ситуации, поиск и развитие ресурсов семьи. Нельзя сказать, что выделенные формы реализуются по отдельности или к одной семье применяется лишь одна форма работы. Все они взаимосвязаны. Иногда одна является продолжением другой. Каждая семья может быть охвачена всеми перечисленными формами работы и при этом трансформировать некоторые в совершенно новые индивидуальные программы и проекты. В рамках данной статьи сложно подробно рассказать про весь опыт работы специалистов центра, к тому же в каждом конкретном случае всё равно будет выбираться свой опыт работы. Даже известная программа, много раз апробированная ранее, будет трансформироваться, и создавать новые и новые проекты. 

  Н.А.Федосеева – специалист по социальной работе