shapka


Дети устроены не так, как взрослые. И если мы не знаем этого устройства, то, сами того не желая, можем нанести родному человечку глубокую душевную травму. Не обращали внимания, как часто дети переспрашивают, когда мы что-то им сообщаем? Переспрашивают, потому что не понимают – в силу возраста, развития или характера. А иногда они понимают, но абсолютно неправильно. На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагирую острее, чем мы, а все потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребенка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно «куют» малышу серьезные проблемы.

Фразы, которые опасно говорить детям

Что мы говорим

Что слышит ребенок

Возможные последствия сказанного

Ты плохой мальчик/девочка

Я плохой/плохая, я никому не нужен/не нужна

Страх, ребенок поверит и начнет оценивать себя так же

Ты вредный (грязнуля, глупый…)

Я всегда вредный(я грязнуля, я глупый…), я никому не нужен такой

Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп и станет таким.

Вот придет милиционер, он тебя…, дядя заберет…

Что придет на самом деле и такое (!) устроит…

Запугивание, которое формирует фобию.

Ну и оставайся один, я пошла…

Мне все равно, что с тобой дальше будет.

Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность.

Не трогай, сломаешь (разобьешь, порвешь…)

Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха… я плохой. Меня не любят.

Программирование на неудачу.

Ты бестолковый, как твой отец.

Мы оба плохие, но я хуже.

Ребенок переживает за себя и за родителя.

Что ты пристал со своими играми.

Мне с тобой неинтересно.

Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать.

Ваня щелкает задачки как орешки, а ты…

Он умный, а я дурак.

Нездоровое соперничество, зависть.

Как тебе не стыдно…

Ты меня не любишь и я тебя любить не буду.

Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.

И это твои друзья? Как можно с ними…

Я не уважаю твой выбор.

Со временем отчуждается и заводит свои секреты.

Разве можно любить такую музыку?

У тебя дурной вкус.

Ребенок перестает делиться, теряет доверие.

Дай, я сама, у тебя не так получится.

Я ничего не умею делать хорошо.

Возникает неверие в свои силы.

Как ты мог так поступить?

Тебя не за что любить.

Ребенок теряет веру в то, что достоин любви.

    Конечно, один – два случая погоды не испортят, но от слишком частого повторения некоторых вредных слов в голове ребенка поселяются опасения, сомнения, страхи, что угодно, только не вера в то, что его любят. Говоря в сердцах, мы и не подозреваем, что эти фразы могут положить начало заниженной самооценке ребенка. Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете своему ребенку, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки. И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем?

                                                    Педагог-психолог Центра: 

Т.М.Склярова

                                                        О.Д. Глинко