Дети устроены не так, как взрослые. И если мы не знаем этого устройства, то, сами того не желая, можем нанести родному человечку глубокую душевную травму. Не обращали внимания, как часто дети переспрашивают, когда мы что-то им сообщаем? Переспрашивают, потому что не понимают – в силу возраста, развития или характера. А иногда они понимают, но абсолютно неправильно. На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагирую острее, чем мы, а все потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребенка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно «куют» малышу серьезные проблемы.
Фразы, которые опасно говорить детям
Что мы говорим |
Что слышит ребенок |
Возможные последствия сказанного |
Ты плохой мальчик/девочка |
Я плохой/плохая, я никому не нужен/не нужна |
Страх, ребенок поверит и начнет оценивать себя так же |
Ты вредный (грязнуля, глупый…) |
Я всегда вредный(я грязнуля, я глупый…), я никому не нужен такой |
Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп и станет таким. |
Вот придет милиционер, он тебя…, дядя заберет… |
Что придет на самом деле и такое (!) устроит… |
Запугивание, которое формирует фобию. |
Ну и оставайся один, я пошла… |
Мне все равно, что с тобой дальше будет. |
Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность. |
Не трогай, сломаешь (разобьешь, порвешь…) |
Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха… я плохой. Меня не любят. |
Программирование на неудачу. |
Ты бестолковый, как твой отец. |
Мы оба плохие, но я хуже. |
Ребенок переживает за себя и за родителя. |
Что ты пристал со своими играми. |
Мне с тобой неинтересно. |
Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать. |
Ваня щелкает задачки как орешки, а ты… |
Он умный, а я дурак. |
Нездоровое соперничество, зависть. |
Как тебе не стыдно… |
Ты меня не любишь и я тебя любить не буду. |
Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого. |
И это твои друзья? Как можно с ними… |
Я не уважаю твой выбор. |
Со временем отчуждается и заводит свои секреты. |
Разве можно любить такую музыку? |
У тебя дурной вкус. |
Ребенок перестает делиться, теряет доверие. |
Дай, я сама, у тебя не так получится. |
Я ничего не умею делать хорошо. |
Возникает неверие в свои силы. |
Как ты мог так поступить? |
Тебя не за что любить. |
Ребенок теряет веру в то, что достоин любви. |
Конечно, один – два случая погоды не испортят, но от слишком частого повторения некоторых вредных слов в голове ребенка поселяются опасения, сомнения, страхи, что угодно, только не вера в то, что его любят. Говоря в сердцах, мы и не подозреваем, что эти фразы могут положить начало заниженной самооценке ребенка. Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете своему ребенку, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки. И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем?
Педагог-психолог Центра:
Т.М.Склярова
О.Д. Глинко