shapka


Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребёнка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимания на такие важные характеристики речевого развития, как:

  • нарушение слоговой структуры слова («мотолок» вместо «молоток»),
  • правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»),
  • пропуски изамены звуков,
  • способность составлять связные предложения,
  • умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.

Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребёнка гораздо больше, чем только искажённое произношение звуков.

Можно быть картавым человеком и иметь богатую образную речь, а можно верно произносить все звуки и не уметь построить простой фразы, составить рассказы, пересказать содержание сказки. Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты.

Почему? Причина может лежать в несформированности речи. Ведь речь – основное средство общения, с помощью речи мы узнаём новое, выражаем своё отношение к окружающему. Из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие ученики не могут применить на практике ни одного выученного правила, недостаточно понимают объяснения учителя, не могут уловить смысл задачи.

Когда надо начинать беспокоиться и заняться развитием речи своего ребёнка? ВЧЕРА! Не занимались этим раньше – спешите заняться сегодня, завтра, послезавтра, ЕЖЕДНЕВНО! Занятия эффективны только тогда, когда они систематичны. Лучше заниматься по 5 минут каждый день, чем 1 раз в неделю по полчаса. Совсем бесполезны занятия от случая к случаю. Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребёнка, пользуясь несложными логопедическими тестами.

Итак, Вы протестировали вашего ребёнка. Теперь у Вас два пути. Первый – учесть все ошибки и приступить к ежедневным 5 – 10 минутным занятиям (можно пользоваться этими тестами, как планом). Второй – не забивать себе голову проблемами ВАШЕГО ребёнка, положиться на русское «АВОСЬ» или передоверить развитие речи ВАШЕГО ребёнка логопеду. Выбирать Вам.

Если Вы выбрали первый путь, но не знаете с чего начать или сомневаетесь в чём-либо, обращайтесь за консультацией к логопеду, ищите популярные книги и пособия – главное сделать первый шаг. Успехов Вам и Вашему ребёнку !

Учитель-логопед СРЦ 

Фомина М.Н.