shapka


Дефектология – это педагогическая наука, изучающая закономерности и психофизиологические особенности развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерности их воспитания и обучения.

     Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.

   Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии.

   Дефектолог занимается обучением и воспитанием детей дошкольного и школьного возраста, имеющих задержку психического развития, умственную отсталость, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно).

   Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог может помочь в решении этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребёнка, расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли.

   Дефектолог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала.

Дефектолог оказывает помощь и детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психоэмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы с устной и письменной речью.

     В своей работе педагог использует различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков. Занятия носят коррекционно-развивающую направленность. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были доступны для выполнения, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка от простого к сложному. Все занятия проводятся в игровой форме. С учетом индивидуальных особенностей детей для каждого используется разнообразный наглядный материал, дидактические игры.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы

дефектолога относятся:

1. сенсорное и сенсомоторное развитие;

2. формирование пространственно-временных отношений;

3. умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);

4. формирование соответствующих возрасту общих интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;

5. формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

6. формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

7. подготовка к восприятию учебного материала;

8. формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

9. развитие мелкой моторики и графических навыков.

   Для успешной социализации детей дефектолог работает в тесном контакте с родителями, которые присутствуют на занятиях. Это позволяет им адекватно оценивать способности и возможности своего ребёнка, учит правильно закреплять пройденный материал дома, так как успех зависит от совместных действий педагога и родителей.

Длительность работы специалиста с ребенком определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.

Подготовлено: учителем-дефектологом Трайдак Е.И.