Время лечит, время все расставит по своим местам, мы всю жизнь слышим эти золотые слова, но где же взять это время, которого катастрофически не хватает современной женщине. Недостаток родительского внимания основная проблема нашего поколения, ведь родители обычно весь день проводят на работе, а ребенок в школе, на кружках, или еще хуже – один дома. Те самые драгоценные часы, когда вы вместе дома, мамы зачастую обременены заботами по дому. Ребенок чувствует себя одиноким, думая , что общение с ним в списке маминых дел на последнем месте, страдает сам , или заставляет страдать маму. Значит маме нужно убить двух зайцев ,ведь основное время тратится на кухне (мы готовим, потом убираем ). Готовка — это тоже творчество, и творчество совместное, детям подобный вид творчества очень нравится, потом так же дружно и с удовольствием все это можно съесть Совместное творчество оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ). Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее, помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие! Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражениюПедагоги и психологи со всего мира уверяют: совместные занятия творчеством родителей и детей развивают глубокие доверие в их отношениях. Кроме того, они оказывают крайне положительное влияние на развитие правильных качеств ребёнка и учат его эффективному сотрудничеству. При этом конкретный вид совместной деятельности большого значения не имеет: это может быть, к примеру, балетная школа или художественная студия, или приготовление вкусной пиццы или торта на кухне.
Ребенок на кухне обеспечивает повышенную нервозатратность для мамы или папы. Ведь во время готовки мы просто вынуждены пристально следить за чадом (у него в руках нож! За спиной горячая плита! Он может ровным слоем рассыпать салат по полу кухни!) Мы должны постоянно поправлять детку, если он что-то делает не так, показывать, учить, и делать все это доброжелательно. Так что для совместных кухонных приключений просто необходим особый родительский ресурс: хорошее настроение и запас сил. Если вы этим не располагаете, то лучше честно сказать себе, что именно сегодня я все сделаю сама – легко и быстро (заодно отдохну в одиночестве на кухне).
Возня на кухне – просто роскошное поле, чтобы научить ребенка новому, а заодно приготовить еду для семейства. В общем, и волки сыты, и овцы счастливы. Но нужно помнить, что готовка с детьми – это настоящая дзенская практика для родителей, которая развивает терпимость и философское отношение к жизни.
Многие взрослые не любят и не умеют готовить, потому что их в детстве родители выгоняли из кухни и все делали сами. Но когда вы полны желания вместе соорудить что-нибудь эдакое, то незаметным образом малыш учится у вас целому списку вещей:
- правильно держать нож и резать продукты – на кубики, соломку или пластики, пользоваться теркой, аккуратно размешивать тесто или салат; отмерять продукты ложками и мерным стаканом, убирать за собой использованные инструменты на место и поддерживать порядок во время готовки, пользоваться плитой и электроприборами
- налить себе молока или отрезать кусочек хлеба, сделать бутерброд себе или маме-папе, настрогать нехитрый салатик. И чем больше ребенок знает и умеет, тем больше возможностей перед ним открывается: его деятельность становится все разнообразнее, и ему все интереснее с вами сотрудничать.
- приучает ребенка есть новые продукты и блюда, ведь известно, что даже капризные и придирчивые детишки охотно едят то, что сами приготовили, купили в магазине тыкву, сделали из нее вместе суп-пюре – и в рационе появилось еще одно полезное блюдо.
- развивают мелкую моторику, учатся выполнять сложные тонкие движения. Для трехлетней крохи научиться разбивать яйца на сковородку – это супер-достижение и тренировка! Для подростка новая вершина – научиться резать продукты на весу, двигая нож на себя, а не просто на дощечке. Еще приготовление пищи – это всегда планирование: что мы сделаем сначала, что потом и что получим в самом конце, какие ингредиенты и инструменты нам нужны. Подключается память: нужно запомнить последовательность действий, место каждого инструмента на кухне или продуктов в холодильнике.
- чем больше умеет ребенок (как мама или папа), тем надежнее он себя чувствует. Психологи называют это набором компетенций и говорят, что от объемов этого набора зависит, насколько уверенно ребенок ощущает себя в мире и среди других людей, насколько он смел и открыт новому опыту и контактам. Особенно активно дети наращивают свои компетенции в дошкольном возрасте. И если человечек умеет чистить картошку, делать горячие бутерброды и варить пельмени – то даже психологически это очень хороший задел на будущее.
-когда ребенок знает, что он может делать нужные вещи, помогает родителям и вносит свой вклад в жизнь семьи, это очень здорово работает на ощущение его собственной важности для семьи, укрепление отношений и доверия.
Уважение к работе на кухне: когда сам замешиваешь тесто или хотя бы помогаешь маме перекладывать нарезанные продукты с дощечки в салатник, то прекрасно видишь, что приготовление еды требует труда и времени, что булки не растут на деревьях. Детишкам постарше можно рассказать о стоимости продуктов, посчитать, какой процент дневного заработка уходит на еду, сколько такие же блюда стоят в кафе или отделе готовых блюд в супермаркете. Так волей-неволей рождается здоровое уважение к домашней работе на кухне.
Творчество: в тесто для шарлотки можно добавить и корицу, и лимонные корочки, и орешки. Салат можно украсить укропом и огуречными кружочками. В молочный коктейль добавить не только банан, но и шоколад. Мой сын до сих пор вспоминает, как мы вместе вырезали из кусочка маасдама сырного человечка, и как он спал с ним (это был способ «подсадить» двухлетку на сыр, от которого он раньше отказывался, обрезки человечка съедались).
Новые знания: во время стряпни и готовки всегда случаются беседы о происхождении продуктов, об условиях хранения и правилах полезного питания. Возникают темы от истории еды и географии до ядерной физики, лишь бы родители охотно пускались в такие разговоры.
Тепло родительского очага: когда ваш малыш вырастет и сам будет воспитывать детей, отвечать за семью и решать взрослые вопросы, - то много тепла, сил и поддержки он сможет черпать именно из вашей совместной возни на кухне. Эти воспоминания будут подпитывать его в любом возрасте: как вы вместе лепили пельмени, как с папой жарили мясо, как он варил картошку утром в выходные, пока родители досыпают, раскладывал ее по тарелке и чувствовал себя таким важным…
Правила приготовления блюд с детьми
Если вы решили позвать на кухню ребенка, то лучше немного подготовиться к процессу. Во-первых, блюдо должно быть несложным и вкусным для ребенка – тогда ему будет радостно вам помогать. Во-вторых, в процессе должны быть действия, которые малыш сможет полностью выполнить сам: катать колобки для булочек, размешивать тесто, выкладывать начинку в пирожки или ингредиенты на пиццу. В-третьих, надо иметь в виду, что на весь процесс готовки у малыша, скорее всего, не хватит терпения, и время от времени он будет на что-то переключаться. И вот это «что-то» можно предусмотреть заранее: игрушки, мультик на планшете, возможность попрыгать на мячике в соседней комнате и потом вернуться на кухню. Конечно, чем старше становятся дети, тем дольше они сохраняют включенность в общее дело, их нужно подбадривать и помогать доводить дело или какой-то этап до конца. Но насильно удерживать на кухне точно не стоит, это только посеет отвращение к готовке. В-четвертых, необходимо обеспечить ребенку рабочее место (высокий стульчик у стола) и держать его подальше от опасных розеток, острых ножей, кипятка, жгучих и едких жидкостей.
Дети с 1,5-2 лет и старше вполне могут делать нехитрые вещи:
Дети с 4-5 лет и старше ко всему предыдущему могут:
Дети с 8-9 лет уже легко научатся:
И напоследок – несколько простых блюд, которые вы сможете приготовить даже с маленьким ребенком и вместе их попробовать!
Блюда, которые могут готовить дети
Горячие бутерброды: выкладываем на противень кусочки хлеба, трем на терке сыр, посыпаем им хлеб, разогреваем в духовке. Можно готовить «микро-пиццы», тогда на хлеб под сыр кладется кусочек помидора и колбаски. Да и холодные бутерброды можно делать изобретательно: хлеб + слой творожного сыра + кусочек груши; хлеб + кусочек жареного кабачка.
Омлет: в мерный стакан разбиваем пару-тройку яиц, отмечаем объем, доливаем ровно столько же молока, солим, размешиваем вилкой, выливаем на разогретую и смазанную маслом сковородку, доводим до готовности под крышкой.
Суп-пюре: на мясном или овощном бульоне отвариваем цветную капусту, кусочки кабачка, немного картошки и лука, перемалываем блендером. Для красоты можно добавить немного куркумы – суп окрасится в ярко-желтый цвет. С ложкой сметаны супчик быстро съедается.
Пирожки из слоеного теста: покупаем в магазине рулет слоеного теста, размораживаем, раскатываем, нарезаем на ромбики (в середин кладем шокол. На каждый квадратик кладем ложку начинки: тертое яблоко с сахаром, или вареная сгущенка, или кусочек брынзы. Закрываем пирожок (получится треугольник), защипываем края, выкладываем на противень, смазываем растопленным сливочным маслом (или смесью сливочного и растительного масел) готовим в разогретой духовке до румяного цвета.
Молочный коктейль: смешиваем в миксере мороженое, стакан любимого сока и кусочки фруктов. Можно смешать ряженку и банан, йогурт и сок с мякотью – лишь бы ребенок любил ингредиенты.
Вкусных вам совместных блюд и веселых воспоминаний вашим деткам!
Воспитатель: Казимова Ширван Эйвазовна