Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Одним из важнейших критериев оценки интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является определение уровня развития процессов запоминания. Хорошо развитая память дает возможность успешно и надолго усваивать новую информацию.
По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:
Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:
Упражнение "Запоминаем слова" (развитие слуховой памяти)
Прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Он должен запомнить и повторить их. Слова для запоминания: тарелка, щетка, автобус, сапоги, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Игра «Запахи и звуки» (развитие обонятельной, осязательной памяти и слуховой памяти)
Предложите своему малышу представить, что идет дождь, а он стоит у окна и смотрит на улицу. Пусть попробует описать, что он видит, вспомнить, как шумит дождь и, как меняются запахи после дождя. Можно предлагать любые ситуации из жизни ребенка, желательно связанные, с каким-то приятным событием (праздники, поездки, сюрпризы).
Игра «Фотография» (развитие зрительной памяти)
Разложите на полу или столе несколько любых предметов и предложите малышу сфотографировать их своим внутренним взглядом. Фотографирование идет на счет 5. После этого малыш закрывает глаза и отворачивается. Вы меняете предметы местами и предлагаете сверить, так ли все выглядело на его фотографии.
Игра «Слушай и исполняй» (развитие двигательной и слуховой памяти)
Назовите несколько движений, не показывая их (хлопнуть в ладоши, погладить себя по голове, подпрыгнуть и т.д.). Предложите ребенку проделать все движения в той последовательности, в какой они были Вами произнесены.
Игра «Чудесный мешочек» (развитие осязательной памяти).
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные предметами мешочки.
Для развития эмоциональной памяти, находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья.
Не забывайте хвалить и поощрять Вашего малыша, играя с ним. Не ругайте его за промахи. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет, и они точно пойдут ему на пользу!
Учитель-дефектолог ГБУСОН РО
«СРЦ г. Волгодонска» Калашникова Н.В.