shapka

Декабрь 2024

Психологическая предрасположенность к зависимости формируется задолго до начала употребления неправильным воспитанием и отношением. Условно становление личности человека можно разделить на три этапа. На каждом из этих этапов в личность закладываются необходимые качества.

Младенчество. Главные позитивные задачи взросления в младенчестве сформировать: восприятие себя, других и мира безусловно хорошим (Я ОК, Ты ОК, Мир ОК), доверие к миру, способность к близости, спонтанность, положительную чувственная основу личности, «интерес к жизни» и т.д.

В психологически здоровой семье к младенцу относятся с искренней радостью. Ребенок, чувствуя себя желанным и то, что его появлению на свет рады, воспринимает это как послание от родителей «Живи!».

В психологически нездоровой семье к младенцу могут относиться с негативными чувствами (чаще всего бессознательно). Ребенок, чувствуя себя нежеланным и то, что его появлению не рады, воспринимает это как послание от родителей «Умри!». Родительский приказ «Умри!» может потом начать реализовываться во взрослом возрасте в виде социально приемлемого способа самоубийства – злоупотребления ПАВ (алкоголем, наркотиками).

Эмоциональный приказ «Умри!» дети получают когда: они нежеланны (незапланированное рождение, рождение по расчету, «заставили» родить), психологически нездоровые родители (в силу психологических травм неспособны дать искреннее эмоциональное тепло ребенку), употребляющие родители, родители излишне заняты (например мать устает после работы и ее «не хватает» эмоционально на ребенка), есть младшие братья-сестры с разницей менее 3-х лет (родители переключают все эмоциональное тепло на младшего, и старшему его не достается), неграмотные рекомендации по воспитанию (например, оставлять младенца одного или не обращать внимание на плач) и т.д.

Здоровый стиль воспитания в младенчестве – забота. Нездоровые модели воспитания в младенчестве: попустительство (ребенком не занимаются), контроль.

Детство. Главные позитивные задачи взросления в детстве сформировать: основные моральные ценности, социальное поведение и стандарты, необходимые для жизни навыки и привычки, умения общаться и т.д.

В психологически здоровой семье ребенка этому обучают и контролируют процесс обучения.

В психологически нездоровой семье родители не уделяют должного внимания обучению ребенка либо прививают ему нездоровые навыки. Во взрослой жизни, не обладая необходимыми социальными навыками, такой человек может выбрать употребление как способ социализации (общения, быть своим в компании, способ провождения времени и отдыха и т.д. – не получив здоровых навыков социальной жизни он их заменяет употреблением).

Дети не получают необходимых здоровых социальных навыков когда: их воспитанием не занимаются (попустительство), вместо обучения о них нездорово заботятся и исполняют все капризы (сверхзабота), обучают вредным навыкам, отсутствуют здоровые и есть нездоровые модели поведения в семье (употребление, насилие и т.д.), процесс обучения идет через наказание и т.д.

Здоровый стиль воспитания в детстве – контроль и обучение. Нездоровые модели воспитания в детстве: попустительство (ребенком не занимаются), сверхзабота.

Юношество. Главные позитивные задачи взросления в юношестве сформировать: ответственность, самостоятельность, умение принимать собственные решения, ставить свои цели и достигать их и т.д.

В психологической здоровой семье юношу постепенно отдаляют от семьи, давая ему свободу выбора, возможность нести самому за себя ответственность и т.д., при этом поддерживая и обучая его в этом. Задача родителей – поддержка.

В психологически нездоровой семье юношу не учат ответственности а наоборот, противостоя становлению самостоятельности. Не научившись ответственности и самостоятельности такой человек может выбрать зависимости как способ снятия с себя ответственности за свою жизнь («что с меня возьмешь, алкоголика и наркомана», «пока я употребляю, мне не нужно о себе заботится, это будут делать другие» и т.д.).

Юношей не учат ответственности когда: о них заботятся, не давая возможности позаботиться о себе самостоятельно; принимают за них жизненно важные решения; не поощряют самостоятельность; делают за них то, что они могут сделать самостоятельно; не дают здоровых моделей ответственного поведения; резко отделяют от помощи, без процесса постепенно обучения самостоятельности; не поддерживают в процессе обретения самостоятельности и т.д.

Здоровый стиль воспитания в юношестве – поддержка самостоятельности и предоставление свободы. Нездоровые модели воспитания в юношестве: контроль и сверхзабота.

Нормальное взросление будет при постепенной смене стилей воспитание от заботы в младенчестве, к контролю в детстве и к свободе в юношестве. Нездоровым процесс взросления может стать при продолжение одного стиля воспитания на всем протяжении взросления (сверхзабота, сверхконтроль, попустительство). Наиболее нездоровый процесс взросления будет при неправильной смене стилей воспитания: контроль в младенчестве, попустительство в детстве, сверхзабота в юношестве. Чем более нездоровый стиль воспитания был, те большая психологическая предрасположенность к зависимости.

Педагог-психолог: Искендерова Э.Ф.