Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками, что во многом является причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения.
Жестокое обращение с ребенком –это все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, которые несут вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.
Это может быть умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Традиционно различают 4 наиболее общие категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка, эмоциональное (психологическое насилие).
Последствия пережитого насилия и жестокого обращения для детей
Последствия «обычных» физических наказаний:
- Родители могут потерять контроль над собой, и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.
- Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, к шлепкам, особенно когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.
- Невозможность достижения устойчивых положительных изменений.
- Нарушение эмоциональных отношений с родителями.
- Искажение самооценки.
- Страх. Тревога, растерянность, беспокойство, повышения агрессивности.
- Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, начинают применять физическую силу по отношению к родителям.
Последствия сексуального насилия:
- Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба.
- Физические нарушения: генитальные повреждения, беременность, ЗППП, соматические жалобы (головная боль, боли в животе, энурез), расстройства сна и аппетита.
- Когнитивные нарушения: расстройства внимания, восприятия, нарушение памяти.
- Поведенческие симптомы: агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение, повторение ситуаций, вызывающих сексуальные посягательства.
- Самодеструктивное поведение: самокалеченье, суицидные мысли и попытки.
- Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психоти-ческие черты.
- Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.
Последствия пренебрежения нуждами:
1. Для детей от 1 до 3 лет:
-Физическая ослабленность, задержка моторного, речевого и интеллектуального развития.
-Ребенок позже начинает ходить, говорить, усваивать навыки самообслуживания.
- Страдает формирование первичной привязанности и базового доверия к миру, а также способность проявлять инициативу и активность в освоении мира.
2. Для детей от 3 до 6 лет:
-Возникновение страхов, невротических реакций (например, энурез).
-Низкая адаптация, несформированность коммуникативных навыков.
-Не развиты социальные нормы.
-Ребенок начинает чувствовать себя ущербным.
3. Младший школьный возраст:
-Стойкий негативизм к школе, к процессу обучения.
-Уходы из дома.
-Задержки в интеллектуальном развитии, в физическом и психическом развитии.
4. Подростковый возраст:
-Употребление ПАВ, алкоголя и табака.
-Плохо удерживает близкие отношения.
-Нарушение мотивации.
-Сниженная самооценка.
-Девиантные формы поведения.
Последствия психологического насилия:
- Заниженная самооценка.
- Депрессии.
- Общая подавленность.
- Неумение общаться.
- Агрессия.
- Задержка психического развития.
- Склонность к девиации в поведении.
- Развитие психосоматических и нервно-психических заболеваний и повышенная потребность во внимании со стороны окружающих
Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости. Родители – самые близкие для ребенка люди – в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту.
Педагог-психолог
О.А. Цкиманаури