shapka


Адаптация. Как часто мы слышим это слово особенно в сентябре. Что это такое? Почему о ней так часто говорят педагоги и медицинские работники? Нужно ли родителю что-то знать о ней? И что именно необходимо знать и учитывать?

Слово адаптация происходит от латинского «adapto» - приспособляю, и предполагает процесс приспособления индивида к изменяющейся среде. Впервые, про адаптацию детей родители начинают слышать от врачей, сразу после рождения ребёнка. Обычно говорят: «Ребёнок адаптируется, поэтому он (она) …» Здесь имеется ввиду адаптация физиологическая, когда организм ребёнка приспосабливается к новым для себя условиям окружающей среды. Дальше по жизни ещё неоднократно вы сможете услышать от врачей и медсестёр про физиологическую адаптацию вашего ребёнка. 

В данной статье речь пойдёт о психологической адаптации детей. При этом затрагивать мы будем преимущественно адаптацию к школьным и дошкольным учебным заведениям. Именно сентябрь горячая пора разговоров про адаптацию: дети идут в школу (кто впервые, а кто и не в первый раз), малыши поступают в дошкольные учреждения (хотя, сейчас каждое дошкольное учреждение само решает, в какое время будет открывать набор в младшие группы и это может быть и не сентябрь). Выбор этой темы обусловлен большим количеством обращений горожан к нам - в консультативное отделение ГБУ СОН РО СРЦ для несовершеннолетних г. Волгодонска по поводу проблем в процессе адаптации детей к дошкольным и школьным учреждениям.

Что нужно знать родителю о психологической адаптации ребёнка?

Прежде всего, то, что процесс адаптации индивидуален. И каждый ребёнок проходит свой путь. Нет идеальных  рекомендаций, способов, мер, которые помогли бы всем и каждому. Любые советы и рекомендации нужно пропускать через себя, то есть решать подойдут ли они Вам и Вашему ребёнку с учётом возрастных, личностных, физиологических особенностей, стояния здоровья, особенностей воспитания и национальной культуры. То, что подходило Вам или Вашему старшему ребёнку, может быть категорически противопоказано в нынешней ситуации с младшим. Интересуйтесь, узнавайте, пробуйте, но внимательней относитесь к реакциям Вашего отпрыска. Как он реагирует на какие-либо действия, что он говорит, как ведёт себя. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос – полезно это моему ребёнку, приемлемо ли это для него, обратитесь за помощью к специалисту. Он поможет Вам разобраться в хитросплетениях особенностей личности Вашего ребёнка и возможно даст индивидуальный совет или рекомендацию. Начните с психолога школы или детского сада.

При всём при этом, есть всё-таки закономерности в процессе психологической адаптации, которые наблюдаются в большинстве случаев.  Во-первых, это период адаптации. В среднем он проходит в течение 3 месяцев. Это первичный процесс усвоения норм, правил, ценностей, требований той новой среды, в которую попал ребёнок – в данном случае это школа или детский сад. Режим дня, нагрузка, цикличность процесса, требования воспитателей и учителей, правила общения и взаимодействия в школе и садике и многое другое – всё это усваивается, перерабатывается и принимается ребёнком в этот период. В этот период у ребёнка могут наблюдаться «неадекватные» (по мнению родителей) реакции. Дети могут стать более тревожными, плаксивыми, капризными или агрессивными, чрезмерно возбудимыми. Иногда ребёнок в период адаптации может «скатиться» на более ранний уровень развития, то есть дошкольник может перестать просится в туалет или откажется говорить, а младший школьник – вдруг забывает как застегнуть пуговицу или есть ложкой аккуратно. Всё это сигналы того, что идёт процесс адаптации и Вашему ребёнку трудно усвоить те или иные нормы поведения, предлагаемые новой средой. Не принимайте буквально то, что Вы видите. Если у ребёнка обострился энурез, это совсем не значит, что он разучился ходить в туалет. Причина этому обычно лежит совсем в другой области, а это всего лишь крик о помощи. Как ещё ребёнок сможет привлечь внимание взрослого, если не столь яркими и, по их мнению, необычными поступками?! Это просьба, а иногда и крик о помощи, обращённый к самым близким – родителям. Конечно, иногда  трудно разобраться самим, что не так и как помочь ребёнку. Найдите время и обратитесь к специалистам, которые смогут помочь Вам и Вашему ребёнку. Их сейчас достаточно много, они есть в образовательных, медицинских, социальных учреждениях. При успешном прохождении процесса адаптации, все указанные проблемы должны уйти и ребёнок войдёт в привычную колею с большим багажом новых поведенческих реакций.

Если же что-то пошло не так и окружающие взрослые не заметили тех сигналов, которые посылал им ребёнок, процесс адаптации может затянутся ещё на какое-то время. При этом учитывая индивидуальность каждого ребёнка, можно предположить, что для кого-то нормальный процесс адаптации может достигать 6-9 месяцев. Самое главное здесь быть внимательным к ребёнку и замечать всё, что с ним происходит. Если это возрастные изменения и его личность растёт – радуйтесь вместе с ним. Если же это изменения не связанные с возрастом – помогите ему самостоятельно или с помощью специалиста преодолеть проблему.

Процесс адаптации может затянуться и до 12 месяцев. Главное понимать, что чем дольше идёт процесс адаптации, тем сложнее ребёнку развиваться в соответствии с возрастными нормами. Затянувшаяся адаптация тормозит и процессы возрастного развития.

Как помочь ребёнку, если что-то пошло не так?

Прежде всего, уважаемые родители помните - нет ничего лучше для Вашего ребёнка, чем внимание, ласка, теплота отношений, понимание, принятие и поддержка папы и мамы! Именно эти составляющие залог успеха для каждого из нас. Дети принятые и понятые своими родителями, растущие в тепле ласке и заботе всегда более уверенны и успешны. Им легче удаётся справиться с перипетиями, ждущими нас в жизни. Они оптимистичны и доброжелательны, помогают другим и не боятся просить о помощи людей, которые их окружают. Такие дети чаще всего воспитывают своих детей такими же стрессоустойчивыми, уверенными и доброжелательными.

В период психологической адаптации Вашим детям важно ощущать, что их любят, о них заботятся, их понимают и поддерживают. Это неоценимая услуга, которую Вы можете оказать своим детям.

Тяжело определить меру этих отношений, которую дают родители своим детям. Ведь иногда случается так, что взрослый, стремясь обезопасить своего ребёнка, просто «душит» своей заботой и лаской. Хотя такие явления в семье уже трудно назвать настоящей любовью и заботой. Это скорее похоже на какое-то самоудовлетворение родителями собственных амбиций, самолюбование и самоутверждение за счёт ребёнка. Тогда дети здесь могут выступать как объект каких-то родительских стремлений, а не как живой человек с собственными потребностями. Даже самые положительные стремления родителей в чрезмерной дозе могут принести вред ребёнку.

Если Вы опасаетесь чего-то или неуверенны в том, что предлагаете ребёнку то, что необходимо именно ему, обратитесь за консультацией к психологу. Специалист поможет Вам ответить на интересующие вас вопросы.

Знайте, что ответы на ваши вопросы могут лежать в разных областях знаний и поэтому, возможно, вам придётся обратиться к целой группе специалистов: дефектологам, логопедам, психологам, психоневрологам и др.

В формате нашей статьи невозможно ответить на все интересующие родителей вопросы. Каждый случай индивидуален, поэтому необходимо рассматривать его отдельно и принимать план действий совместно с родителями из расчёта возрастных, психофизиологических, личностных особенностей каждого ребёнка.

За помощью и консультациями в данном вопросе Вы можете обратиться в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Волгодонска» по адресу: пр. Курчатова, 28; тел.: 29-04-62. Здесь работают высококвалифицированные специалисты – логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Если помощь необходима экстренно, вы беспокоитесь и не можете прийти на очную консультацию, обращайтесь в службу экстренной психологической помощи по телефону Телефон Доверия: 8-800-2000-122 Круглосуточно, анонимно, конфиденциально, бесплатно.

Желаем Вам и вашим детям удачи во всём, здоровья и благополучия!

                                                                                                                                                     психолог Центра

                                                                                                                                                     Федосеева Наталия Александровна.