Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками, что во многом является причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения.

Жестокое обращение с ребенком –это все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, которые несут вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

Это может быть умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Традиционно различают 4 наиболее общие категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка, эмоциональное (психологическое насилие).

Последствия пережитого насилия и жестокого обращения для детей

Последствия «обычных» физических наказаний:

- Родители могут потерять контроль над собой, и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.

- Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, к шлепкам, особенно когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.

- Невозможность достижения устойчивых положительных изменений.

- Нарушение эмоциональных отношений с родителями.

- Искажение самооценки.

- Страх. Тревога, растерянность, беспокойство, повышения агрессивности.

- Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Последствия сексуального насилия:

- Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба.

- Физические нарушения: генитальные повреждения, беременность, ЗППП, соматические жалобы (головная боль, боли в животе, энурез), расстройства сна и аппетита.

- Когнитивные нарушения: расстройства внимания, восприятия, нарушение памяти.

- Поведенческие симптомы: агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение, повторение ситуаций, вызывающих сексуальные посягательства.

- Самодеструктивное поведение: самокалеченье, суицидные мысли и попытки.

- Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психоти-ческие черты.

- Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

Последствия пренебрежения нуждами:

1. Для детей от 1 до 3 лет:

-Физическая ослабленность, задержка моторного, речевого и интеллектуального развития.

-Ребенок позже начинает ходить, говорить, усваивать навыки самообслуживания.

- Страдает формирование первичной привязанности и базового доверия к миру, а также способность проявлять инициативу и активность в освоении мира.

2. Для детей от 3 до 6 лет:

-Возникновение страхов, невротических реакций (например, энурез).

-Низкая адаптация, несформированность коммуникативных навыков.

-Не развиты социальные нормы.

-Ребенок начинает чувствовать себя ущербным.

3. Младший школьный возраст:

-Стойкий негативизм к школе, к процессу обучения.

-Уходы из дома.

-Задержки в интеллектуальном развитии, в физическом и психическом развитии.

4. Подростковый возраст:

-Употребление ПАВ, алкоголя и табака.

-Плохо удерживает близкие отношения.

-Нарушение мотивации.

-Сниженная самооценка.

-Девиантные формы поведения.

Последствия психологического насилия:

- Заниженная самооценка.

- Депрессии.

- Общая подавленность.

- Неумение общаться.

- Агрессия.

- Задержка психического развития.

- Склонность к девиации в поведении.

- Развитие психосоматических и нервно-психических заболеваний и повышенная потребность во внимании со стороны окружающих

Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости. Родители – самые близкие для ребенка люди – в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту.

                                                                                                                                                                           Педагог-психолог

                                                                                                                                                       О.А. Цкиманаури