Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно детский возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Низкая работоспособность характеризуется:

- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Рассмотрим примерный режим дня школьника

 

Примерный вариант режима дня школьника Время
Подъём 6.30
Зарядка, умывание,  уборка постели. 6.30 – 6.50
Завтрак. 6.50 – 7.10
Дорога в школу. 7.20 – 7.45
Занятия в школе. 8.00 – 11.30
              Прогулка на свежем воздухе. 11.30 – 13.00
Обед. 13.00 – 13.30
Отдых, помощь по дому. 13.30 – 15.00
Приготовление уроков. 15.00 – 16.30
Свободное время. 16.30 – 18.00
Ужин. 18.00 – 18.30
Свободное время. 18.30 – 20.30
   Личная гигиена, подготовка ко сну. 20.30 – 21.00
Отбой. 21.00

          Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает неодинакова. Установлено два пика трудоспособности. Первый пик приходиться на промежуток времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе.

Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходиться на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами. А потом резко следует спад трудоспособности.

Приучить ребенка к  режиму дня следовало до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям.  Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом школьника.

Режим дня предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребенка вообще не возникало утомления - наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Памятка для родителей:

Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребенка к его соблюдению.

По мере возможности контролируйте, как ребенок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.

Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребенка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах

Чтоб ребенок был здоров:

НЕЛЬЗЯ:

1. Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

2. Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя себе и другим, что ребёнку нравится такая еда.

3. Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

4. Сразу после школьных занятий выполнять домашние задания.

5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.

6. Заставлять ребёнка спать днём после уроков или лишать его этого права.

7. Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения им домашних заданий.

8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.

10.  Ждать папу или маму, чтобы начать делать уроки.

11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.

12.  Ругать ребёнка перед сном.

13. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

15. Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.

16. Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

                                                        Социальный педагог Шабанова С.А