Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и алкоголизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые ритуальные действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, «по привычке». Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова – паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем детстве. И причина их возникновения проста – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один – привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.

Но бывают и привычки иного рода. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение и выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кого с младенчества воспитывали жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали.
В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоение в доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Происходит коренная перестройка жизненной ориентации малыша. Если матери нет рядом, то развитие не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.
Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов, они просто перейдут во внутренний план действий, проявляясь в тревожности и страхах ребенка. Не следует связывать малыша обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой – чувство вины и неуверенности в себе.
Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия.
Борьба с вредной привычкой - это борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.
Педагоги-психологи:
Т.М. Склярова
О.Д. Глинко