«Угасание родительской инициативы в процессе воспитания детей» — одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны перепоручать  воспитание своего ребенка «третьим лицам»; доля времени, посвящаемого ими семейному общению, ничтожно мала; потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

«Как привлечь родителей, заинтересовать их содержанием занятий с детьми?» 

Думается, что было бы неправильно объяснять такое положение дел только «безынициативностью родителей». Необходимо задуматься над тем, какие принципы во взаимодействии с семьями способны сегодня послужить складыванию воспитывающей среды и благоприятной социализации детей.

   Вглядываясь в современную педагогическую реальность большого города, невозможно не заметить, что казалось бы, вопреки данной проблемы, неформальные родительские объединения составляют ее характерную часть. Они насчитывают тысячи активных последователей по всей стране, которым свойственны и любознательность, и готовность учиться и постигать особенности различных оздоровительных и образовательных систем, практиковать их в занятиях со своими детьми, создавать среду общения семей-единомышленников. Однако большинство современных теории развития, воспитания, образования в априори придают интеллектуальному развитию исключительное место, что безусловно является немало важным составляющим будущей личности, забывая порой о трудовом воспитании детей — от самообслуживания, участия в домашних трудах до труда производительного (в школьном возрасте), подмечая его тесную связь с нравственным становлением человека: «Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана».

     Согласно проведенным исследованиям, 58% детей от 3 до 6 лет знают, как управляться с планшетами, смартфонами и компьютерами. Они могут запускать нужные игры, искать видео на ютубе и просматривать различные сайты. И только 15% детей в этом возрасте могут самостоятельно приготовить завтрак, даже когда это просто хлопья, залитые молоком. Многолетний опыт показывает,что несмотря на высокий коэффициент интеллектуального развития, не каждый, а лишь единицы способны достичь академических высот. Зато традиционные ценности семейной культуры активная педагогическая позиция родителей, творческая атмосфера свидетельствуют о преемственности жизненных идеалов и достижение высшей цели - быть в будущем родителем в том самом наивысшем смысле. В последние десятилетия понятие воспитания плавно подменяется образованием. Современные дети часто получают намного больше информации, чем могут усвоить, при этом знания не подкрепляются умениями и навыками. Родители, стараясь подготовить ребенка по-максимумуко взрослой жизни, уделяют большинство внимания различным курсам, кружкам, занятиям вне дома, забывая, что в первую очередь будущие взрослые должны уметь самостоятельно жить и нести ответственность за себя и свои поступки.

Вырастая, бывшие маленькие гении порой отлично играют в шахматы, но не умеют варить макароны. Подобная инфантилизация — обратная сторона информационного общества с карьерными гонками. А тем временем возможность разделять домашние дела— это шанс не только приучить ребенка быть помощником и выполнять свои обязанности с охотой, но и шанс наладить прочные и душевные отношения.

Показателен эксперимент, проведенный среди детей-детдомовцев: проективный тест «нарисуй свое будущее». В нем «государственные» дети изображали, как они представляют себе свой дом после выпуска. Практически все дети в детдомах не имеют представления о домашнем труде, готовке, стирке, закупках продовольственных товаров. И на картинках были большие дома с множеством слуг, выполняющих повседневные обязанности.

Чтобы привить своему ребенку уверенность в будущем и не допустить варианта «дома со слугами», полезные умения и навыки надо начинать прививать с самого раннего возраста. Так не пора ли менять ситуацию?

   Дайте возможность ребенку освоить элементарные навыки – застегивать и расстегивать застежки (самому), шнуровать и чистить обувь, причесываться, стирать ( самому), мыть посуду, гладить, правильно сервировать стол, участвовать в приготовлении пищи» и т.д. и     т. п.Одним словом, тренировать полезные навыки.Поиграйте с ребенком, поговорите, ограничьте времяпрепровождение с телефоном, компьютером. Научите его играть, культурно разговаривать на родном языке, освоить социальные роли.

   А педагогам остается две важные задачи:- поиск ценных, востребованных родителями форм и методов работы, на которые можно опереться в  семейной практике воспитания..Иготовность педагога к обсуждению с родителями позитивных и негативных особенностей той или иной педагогической системы с позиций возрастной психологии и педагогики и антропологии.

Подготовила социальный педагог Гребеникова Е.Н.