Как специалист волей-неволей обращаю внимание на проблемную речь детей, которую слышу на улице, в магазине, транспорте… Половина детей  5-6 летнего возраста говорит так, что понять их могут лишь родители. И всякий раз недоумеваю, ведь школа «не за горами!»Если не заняться устной речью до школы, трудности в письме и чтении практически обеспечены. До 4,5 - 5 лет ребенок имеет право на «детскую» речь, т.е. ошибки в звукопроизношении, грамматических категорий и др. Это критический возраст. Потому, что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука Р и Рь, не совсем четко произносит твердый Л. Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для коррекционных занятий и стойкой автоматизации звука в повседневной, т.е. связной речи.

Помощь специалиста необходима если  

-  у ребёнка в 2-3 года нет фразовой речи.

- ребёнок имеет единичные или множественные нарушения звукопроизношения в 4,5-5 лет, взаимозаменяе звуки. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», «шобака» вместо «собака». Если теряет или переставляет слоги, звуки в слове, изменяя его до неузнаваемости ([кастамафт] вместо космонавт). Нарушение слоговой структуры слова - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова. Такое недоразвитие со стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта – дислексии и дисграфии (специфические нарушения при письме и чтении).

- у ребёнка нарушены все лексико-грамматические средства языка. Словарный запас беден, ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками, а самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.

   Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

   И все же, до школы еще есть время. Используйте его с пользой для будущего первоклассника. Приходите на консультацию к логопеду!

Учитель-логопед М.Н. Фомина