Специалистами ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» разработан психолого-педагогический проект «Не вместо, а вместе!». Цель проекта - повышение уровня социальной адаптации семей, посредствам развития когнитивных и социальных навыков родителей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей, активизации потенциала семьи с целью ее успешной дальнейшей социализации, формирований представлений о здоровом образе жизни, как фундаменте построения продуктивных внутрисемейных отношений.

Задачи проекта «Не вместо, а вместе!»:

- Содействовать формированию мотивационной готовности у членов семей к участию в проекте «Не вместо, а вместе!».

- Установить стабильные поддерживающие и доверительные отношения для снижения нагрузки стрессовых факторов для выхода из трудной жизненной ситуации.

- Создать условия для восстановления внутрисемейной системы и ресурсов через исследование семейной истории.

- Содействовать расширению используемых стратегий совладания со стрессом и их трансформации.

- Создавать условия для анализа, переопределения и расширения личностных и семейных ресурсов.

- Поддерживать в выработке новых форм взаимодействия с ближайшим социальным окружением в ситуации личностной трансформации.

- Способствовать развитию ответственности родителей за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей, укреплению мотивации и поддержанию готовности к ведению здорового образа жизни всеми членами семьи.

- Способствовать развитию навыков родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей.

- Создать условия для трансформации имеющегося и интеграции нового опыта семьи с опорой на взаимоподдержку и совместную деятельность.

- Поддерживать в выравнивании возможностей социального взаимодействия, поиске и активизации ресурсов для обеспечения социальной защищенности в будущем.

Актуальность проекта «Не вместо, а вместе!».

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. Воспитание детей в семье - дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации одни из самых сложных категорий семей. Поскольку родители в таких семьях, как правило, затронуты проблемами алкоголизации, имеют ментальные нарушения, невысокий уровень образования, низкий социальный статус. При этом данные категории семей имеют меньше всего личностных и социальных ресурсов для преодоления кризисной ситуации. Многие из этих семей находятся в хроническом кризисе, реабилитационный потенциал семьи снижен, собственные возможности семьи для выхода из сложившейся ситуации весьма ограничены. Тем не менее, такие семьи могут компенсаторно существовать довольно длительное время.

Укрепление традиционных семейных и нравственных ценностей в молодежной среде и поддержка молодых семей – способ стратегического решения и профилактики многих социальных проблем, а также создания условий для счастливого и благополучного будущего. В Ростовской области за последние 10 лет количество заключаемых браков снизилось на 11 тысяч. Об этом свидетельствует статистика на сайте Росстата, в 2024 году молодые люди заключили 23 575 браков. А развелись 16 979 пар. Получается неутешительная статистика. Около 2/3 заключенных союзов распадаются. Следовательно, можно говорить о неумении (а зачастую и нежелании) современного поколения строить крепкие долгосрочные отношения в семье, налаживать диалог. В таких условиях необходимо формировать и укреплять нравственные и семейные ценности в первую очередь среди молодёжи. Проект также направлен на работу с молодыми семьями и призван помочь молодым родителям понять друг друга и ребёнка, найти точки соприкосновения, наладить взаимодействие всех членов семьи в изменяющихся условиях (рождение ребёнка, его взросление – значимые перемены, затрагивающие всех членов семьи, зачастую кардинально меняющие жизнь семьи). Поддержка, взаимопонимание, умение организовывать совместную работу – черты, которые отличают крепкие семьи. Открытые беседы и консультации со специалистами позволят родителям лучше понять процессы, происходящие в семье, оценить важность общения и качественного совместного времяпровождения, расширить представления о здоровом образе жизни. Также общение со специалистами в группе может помочь выявить проблемные вопросы и заложить основу для их решения в будущем, подтолкнуть к работе над собой и взаимоотношениями.

Предполагаемые результаты проекта:

Сформированность у членов семей мотивационной готовности к активному, деятельному прохождению занятий проекта.

Актуализация потребности в самоанализе, исследованию семейной истории и отношений внутри семьи.

Развитие навыков регулирования эмоционального состояния и управления собой.

Повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за предпринимаемые действия.

Расширение поведенческого репертуара в совладании со стрессом. 

Повышение уровня родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей.

Овладение способами создания поддерживающего социального окружения в условиях трансформации образа жизни.

Повышение и укрепление мотивации родителей за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей.

Повышение способности самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь, опираясь на собственные осознаваемые ценностно- смысловые координаты.

Принять
Мы используем cookie-файлы. При посещении сайта Вы соглашаетесь с условиями их использования, которые размещены здесь. В случае несогласия, просим Вас произвести соответствующие настройки своего браузера.